Астрооптика

Скачать статью Астрооптика (PDF, 330 KB)

Астрономические зеркалаРабота в области разработки и создания оптики для астрономических приложений всегда была одним из основных направлений деятельности ООО «Тидекс». С момента основания организации в 1994 году мы приобрели значительный опыт в решении задач, связанных с производством высокоточных зеркал, оптических линз, различных уникальных оптических компонентов. По состоянию на август 2007 года нами поставлено заказчикам более 360 комплектов различных астрономических систем. В основном это системы Кассегрена (Cassegrain), Ричи-Кретьена (Ritchey-Chretien), Ньютона (Newton), а также другие астросистемы с размером рабочей апертуры до   1260 мм. Помимо полных зеркально-линзовых комплектов, нами было поставлено значительное количество одиночных плоских, диагональных, сферических, параболических, гиперболических зеркал, а также линз и линзовых комплектов для астрокорректоров с различными спецификациями, от стандартных до уникальных. Сейчас наши зеркала установлены в телескопах и научном оборудовании, которые работают в Германии, Франции, Италии, Японии, США, Китае, Чили, Тайване, Корее и во многих других странах.

В настоящее время ООО «Тидекс» производит и поставляет заказчикам одиночные высокоточные зеркала и полные зеркально-линзовые комплекты для профессиональных астрономических систем. Мы можем предложить сферические, параболические, гиперболические, плоские зеркала с различными формами рабочих поверхностей, оптические линзы для астрономических корректоров, а также различные нестандартные элементы с уникальными спецификациями. Мы производим оптические компоненты для таких астрономических систем как системы Ньютона, Кассегрена, Ричи-Кретьена, Максутова, Мерсена, астрофотографических и др.

Описания стандартных астрономических систем

Система Ньютона   
Newton  telescope 1 - главный элемент,
вогнутое параболическое зеркало;
 
2 - вторичный элемент,
плоское зеркало диагональной формы.
Система Ньютона относится к числу астрономических систем, в основном применяемых в любительской астрономии. К числу её основных недостатков относятся большая, по сравнению с другими системами, длина трубы и неудобное расположение наблюдателя на её верхнем конце. Поэтому данная конструкция не применяется для построения больших инструментов. Тем не менее, сравнительная простота настройки и более низкая стоимость делают эту систему по-прежнему интересной для ряда пользователей.  
Система Кассегрена   
Cassegrain telescope   1 - главный элемент,
вогнутое параболическое зеркало;
 
2 - вторичный элемент,
выпуклое гиперболическое зеркало.
Система Кассегрена является, пожалуй, самой распространенной астрономической системой, применяемой сегодня как профессионалами, так и любителями. Она обеспечивает хорошее качество изображения при небольшом поле зрения. В отличие от системы Ньютона, в ней в качестве вторичного элемента применяется не плоское диагональное зеркало, а выпуклое гиперболическое. Оно предназначено для построения фокуса изображения непосредственно за центральным отверстием первичного зеркала. Это позволяет в два раза уменьшить длину трубы телескопа, что значительно сокращает его стоимость и расходы на постройку башни обсерватории.
Система Кассегрена-Насмита    
Cassegrain–Nasmyth telescope 1 - главный элемент,
вогнутое параболическое зеркало;

2 - вторичный элемент,
выпуклое гиперболическое зеркало;

3 - третичный элемент,
плоское зеркало диагональной формы.
Обладая всеми преимуществами классической системы Кассегрена, система Кассегрена-Насмита имеет конструктивную особенность, позволяющую выносить точку построения изображения в боковую рабочую плоскость. Для этой цели используется третичный элемент, в качестве которого выступает плоское зеркало диагональной формы. Данная возможность в значительной степени повышает универсальность инструмента, но наличие одной дополнительной отражающей поверхности снижает отражающую способность системы в целом.
Гиперграф  
Hypergraph 1 - главный элемент,
вогнутое параболическое зеркало;

2 - вторичный элемент,
выпуклое гиперболическое зеркало;

3 - третичный элемент,
оптический корректор.
Работа астрономов над улучшением свойств классической системы Кассегрена привела к созданию Гиперграфа. Его основным отличием стало использование в качестве третичного элемента системы оптического корректора, что позволило дополнительно улучшить качество изображения. В настоящее время Гиперграфы чаще всего используются при создании профессиональных инструментов, поскольку для достижения наилучшего результата они требуют точного расчета и качественной юстировки элементов.
Система Ричи-Кретьена   
Ritchey–Chrétien telescope  1 - главный элемент,
вогнутое гиперболическое зеркало;

2 - вторичный элемент,
выпуклое гиперболическое зеркало;

3 - третичный элемент,
оптический корректор.
Так же как и система Кассегрена, система Ричи-Кретьена пользуется заслуженной популярностью среди профессионалов. Её основным отличием является то, что в ней используются два гиперболических зеркала, ни одно из которых отдельно не в состоянии строить изображение. Тем не менее, в целом система обладает превосходными характеристиками, но для неё является обязательным использование оптического корректора. Данный корректор исправляет астигматизм системы, значительно увеличивая поле зрения.    
Система Шварцшильда    
Schwarzschild telescope   1 - главный элемент,
вогнутое гиперболическое зеркало;
 
2 - вторичный элемент,
выпуклое гиперболическое зеркало.
Система Шварцшильда имеет схему, аналогичную схеме системы Ричи-Кретьена, но она не требует обязательного использования оптического корректора. Данная система дает большое поле без астигматизма, но расстояние между зеркалами в ней должно быть в два раза больше фокусного расстояния. Из-за того, что точка построения изображения находится внутри системы между зеркалами, система Шварцшильда достаточно неудобна в использовании и поэтому крайне редко реализуется. Тем не менее, данная система была использована для создания ряда специальных инструментов.
Система Максутова   
Maksutov telescope   1 - главный элемент,
вогнутое сферическое зеркало;
 
2 - вторичный элемент,
менисковая линза с зеркальной центральной частью выпуклой стороны.
Основной особенностью системы Максутова является наличие в её составе менисковой линзы с отражающей центральной частью, которая предназначена для компенсации сферической аберрации главного зеркала. Данная схема лежит в основе значительного числа небольших любительских телескопов, которые сочетают в себе достоинства компактной трубы, широкого поля зрения при низком фокусном отношении. Тем не менее, сложность производства корректирующих линз большого диаметра является фактором, ограничивающим использование данной системы при создании больших профессиональных инструментов.   В зависимости от направления выходного пучка различаются различные модификации этой системы: Максутова-Ньютона и Максутова-Кассегрена.
Астрофотографическая система  
Astrophotography system 1 - главный элемент,
вогнутое гиперболическое зеркало;
 
2 - вторичный элемент,
плоское зеркало диагональной формы;
 
 3 - третичный элемент,
оптический корректор.
Как следует из названия, астрофотографические системы в основном применяются для фотографирования астрономических объектов. Состоящие из нескольких, независимо изготавливаемых, компонентов, они сравнительно просты в производстве и достаточно широко распространены среди любителей. Обязательным для них является использование в их составе специальных линзовых корректоров поля, которые служат для формирования полезного фотографического поля зрения и коррекции аберраций. Астрофотографические системы имеют различные оптические схемы. Помимо предложенной, часто используется схема без диагонального зеркала. В этом случае оптический корректор располагается на оптической оси. 
Система Мерсена   
Mersenne telescope   1 - главный элемент,
вогнутое параболическое зеркало;
 
2 - вторичный элемент,
выпуклое параболическое зеркало.
Система Мерсена имеет нестандартную конфигурацию для рефлекторов. Она не строит изображения, поскольку имеет на выходе параллельный пучок света. Обычно она используется для работы в составе различных лидарных систем, предназначенных, например, для контроля атмосферной турбулентности.

 

Общие параметры спецификаций астрономических зеркал и систем

Материал:

Для производства астрономических зеркал обычно используются ZERODUR, (SCHOTT, Германия) или его российский аналог астроситалл (ситалл оптический CO115M), плавленый кварц и оптические стекла ЛК5 и ЛК7 (ближайшие российские аналоги Pyrex, CORNING, США). Тип материала выбирается в соответствии с требуемой спецификацией, условиями эксплуатации и применениями оптических систем.  

Точность рабочей поверхности:

Опыт наших оптиков, имеющийся парк инструмента и специального оборудования позволяет производить оптику с точностью поверхности до L/10 @ 633 нм по  волновому фронту, что эквивалентно точности L/20 @ 633 нм по поверхности.

Чистота рабочей поверхности:

Мы работаем в полном соответствии с требованиями международно признаваемого стандарта MIL-0-13830 A. В зависимости от механического размера обычно наши зеркала производятся со следующей чистотой поверхности:

  • 60/40 scratch/dig для зеркал с линейными размерами до 400 мм;
  • 80/50 scratch/dig для зеркал с линейными размерами до 800 мм;
  • 120/80 scratch/dig для зеркал с линейными размерами более 800 мм.

Покрытия:

Основным покрытием, которое используется нами при производстве астрономических зеркал, является алюминий с защитой. Кроме этого, основываясь на специальных требованиях Заказчика и исходя из наших технических возможностей, мы имеем возможность наносить на наши зеркала покрытия других типов.

Доступные размеры и стандартные спецификации:

Одиночные сферические зеркала

  • Диапазон диаметров: от 200 мм до 1300 мм;
  • Точность поверхности: до L/8 @ 633 нм по волновому фронту (эквивалентно L/16 @ 633 нм по поверхности);
  • Стандартные числовые апертуры: F/3 - F/10.

Одиночные параболические и гиперболические зеркала

  • Диапазон диаметров: от Æ200 мм до Æ1300 мм;
  • Точность поверхности: L/8 @ 633 нм по волновому фронту (эквивалентно L/16 @ 633 нм по поверхности);
  • Стандартные числовые апертуры: F/3 - F/10.

Плоские диагональные зеркала эллиптической формы

  • Размер по короткой оси: от 30 до 250 мм;
  • Стандартная точность: L/8 @ 633 нм по волновому фронту (эквивалентно L/16 @ 633 нм по поверхности).

Стандартные типы астрономических систем

  • Стандартная точность полных систем в сборе: L/8 @ 633 нм по волновому фронту (эквивалентно L/16 @ 633 нм по поверхности);
  • Диапазон диаметров главных зеркал: от Æ400 мм до Æ1300 мм;
  • Стандартные числовые апертуры главных зеркал: F/3 - F/10;
  • Стандартные числовые апертуры систем: F/7 - F/20.

Подтверждение качества:

Каждое астрономическое зеркало, каждая астрономическая система проходит тщательное профессиональное тестирование, по результатам  которого составляется индивидуальный сертификат. Полученные интерферограммы проходят числовую обработку. Все полученные результаты, вместе с оригиналами интерферограмм (фотографиями и их негативами) предоставляются Заказчику.

Перечисленные выше типы зеркал и их спецификации являются стандартными и не отражают всего спектра продукции, которая может быть предложена. Для уточнения наших производственных возможностей, стоимости выполнения работ, сроков поставки просим Вас связаться с нами по указанным телефонам или электронной почте.

Для получения котировки заполните, пожалуйста, форму запроса с указанием интересующих Вас элементов. 

Склад продукции
Продукция,  доступная для заказа и готовая к отгрузке. Склад обновляется еженедельно.
Условия приобретения
Минимальный заказ/ Доставка/ Условия оплаты/ Гарантии...
Импульсный терагерцовый спектрометр
Тидекс представляет новую разработку!
Импульсный терагерцовый спектрометр - комплексное решение для широкополосной терагерцовой спектроскопии во временной области.

Astro-Optics

Download Astro-optics Datasheet (PDF, 417 KB)

Development of optical components for astronomical applications has always been one of Tydex's main lines of business. Since its establishment, the Tydex Company has gained considerable experience in the production of high-precision mirrors, optical lenses, and various unique optical components. As of August 2007, the company has sold more than 360 various astronomical systems such as Cassegrain, Ritchey–Chretien, and others with an aperture of up to diameter 1260 mm. In addition to complete lens/mirror sets, Tydex sold a great many plane, diagonal, spherical, parabolic, and hyperbolic mirrors as well as lens and lens sets for astro-correctors of different specifications, from standard to unique. Today, Tydex's mirrors serve as components of telescopes and research equipment in Germany, France, Italy, Japan, the USA, China, Chile, Taiwan, Korea, and many other countries.

Astro-Optics
Nowadays, Tydex produces and delivers single high-precision mirrors and complete mirror/lens sets for professional astronomical systems. The company offers spherical, parabolic, hyperbolic, and plane mirrors with reflecting surfaces of various shapes, optical lenses for astro-correctors, and various nonstandard components with different specifications. The range of astronomical systems equipped with Tydex's optical components includes Newton, Cassegrain, Ritchey–Chretien, Maksutov, and Mersen telescopes, astrophotography systems, etc.

Description of standard astronomical systems:

Newton telescope  
Newton  telescope

1 – primary element,
concave parabolic mirror;

2 – secondary element,
plane diagonal mirror.

The Newton telescope is classed among amateur astronomical systems. The main disadvantages of this design are long tube (as compared with other designs) and inconvenient eyepiece at its upper end. This is why this design is not employed to make large instruments. However, owing to easy tuning and low price, this system still attracts the interest of some customers.
Cassegrain telescope    
Cassegrain telescope

1 – primary element,
concave parabolic mirror;

2 – secondary element,
convex hyperbolic mirror.

The Cassegrain telescope appears to be the most popular astronomical system used by both professionals and amateurs. It provides good seeing yet a narrow field of view. In contrast to the Newton telescope, the secondary element in the Cassegrain design is a convex hyperbolic (rather than plane diagonal) mirror intended to focus light into an image just outside the central hole of the primary mirror. This allows making the tube shorter by 50%, which in turn reduces the cost of the telescope and its dome.
Cassegrain–Nasmyth telescope    
Cassegrain–Nasmyth telescope

1 – primary element,
concave parabolic mirror;

2 – secondary element,
convex hyperbolic mirror;

3 – tertiary element,
plane diagonal mirror.

Incorporating all the advantages of the classic Cassegrain, the Cassegrain–Nasmyth design has a tertiary element - a plane diagonal mirror - that allows the image to be formed on a side plane. This feature makes the instrument more universal, but the presence of only one reflecting surface reduces the reflecting power of the system as a whole.
Hypergraph  
Hypergraph

1 – primary element,
concave parabolic mirror;

2 – secondary element,
convex hyperbolic mirror;

3 – tertiary element,
optical corrector.

Astronomers' efforts to improve the classic Cassegrain design resulted in the Hypergraph . Its distinguishing feature is a tertiaryelement—an optical corrector—which improves image quality. Currently, hypergraphs are most frequently used as professional instruments because they require accurate design and precise alignment.
Ritchey–Chrétien telescope   
Ritchey–Chrétien telescope

1 – primary element,
concave hyperbolic mirror;

2 – secondary element,
convex hyperbolic mirror;

3 – tertiary element,
optical corrector.

Like the Cassegrain, the Ritchey–Chrétien telescope is deservedly favored by professionals. What distinguishes it from other systems is that each of its two hyperbolic mirrors cannot form an image independently. Nevertheless, the system performs excellently but needs an optical corrector to eliminate astigmatism and, thus, to increase the field of view.
Schwarzschild telescope    
Schwarzschild telescope

1 – primary element,
concave hyperbolic mirror;

2 – secondary element,
convex hyperbolic mirror .

The Schwarzschild telescope is similar in design to the Ritchey–Chrétien one with the only difference that the former does not have an optical corrector. This system produces a wide field of view without astigmatism but requires that the spacing between the mirrors be twice as great as the focal distance. Since the image is formed inside the system, between the mirrors, the Schwarzschild design is inconvenient to use and, thus, is rarely implemented. Nevertheless, this design was used to create a number of special instruments.
Maksutov telescope    
Maksutov telescope

1 – primary element,
concave spherical mirror;

2 – secondary element,
meniscus lens with a mirrored spot at the center of the convex face.

The Maksutov telescope is distinguished by having a meniscus lens with a mirrored spot intended to correct the spherical aberration of the primary mirror. This design is behind many amateur telescopes. It is advantageous by combining a compact tube and a wide filed of view, whereas its disadvantage is a low focal ratio. The difficulties associated with the making of large-diameter corrector lens restrict the use of this design for the creation of big professional instruments. There are modifications of this system (Maksutov–Newton, Maksutov–Cassegrain) that differ by the direction of the output beam.
Astrophotography system  
Astrophotography system

1 – primary element,
concave hyperbolic mirror;

2 – secondary element,
plane diagonal mirror;

3 – tertiary element,
optical corrector.

Astrophotography systems, as the name suggests, are mainly used to take pictures of celestial objects. Such systems, consisting of several independently manufactured components, are relatively simple in design and popular among amateurs. A mandatory component is a special corrector lens intended to form a usable imaging field of view and to correct aberrations. There are different optical designs of astrophotography systems. One is shown in the figure. Another frequently used design does not have diagonal mirror, and its corrector is on the optical axis.
Mersenne telescope  
Mersenne telescope

1 – primary element,
concave parabolic mirror;

2 – secondary element,
convex parabolic mirror.

The Mersenne telescope is a reflector of nonstandard design. It forms the image at infinity. This design is usually used in various lidar systems intended, for example, to monitor atmospheric turbulence.

 

General specifications for astronomic mirrors and systems

Materials:

Astronomical mirrors are usually made of Zerodur (Schott Glass Technologies, Germany) or its Russian prototype Sitall CO-115M (Astrositall), fused silica, Pyrex (Corning Incorporated, USA) or its Russian prototypes LK5 and LK7 glass. Materials are chosen so as to comply with the specifications, operating conditions, and purpose of optical systems.

Surface accuracy:

The experience of our opticians and the available instruments and special equipment allow our company to produce optics with a wavefront accuracy of L/10 at 633 nm or, what is the same, a surface accuracy of L/20.

Surface quality:

All our products fully comply with the internationally recognized MIL-0-13830A standard. The surface quality of the mirrors produced by the company depends on their dimensions:

•  60/40 scratch/dig for linear dimensions up to 400 mm;
•  80/50 scratch/dig for linear dimensions up to 800 mm;
•  120/80 scratch/dig for linear dimensions more than 800 mm.

Coating:

Protected aluminum is our most popular coating for astronomic mirrors. Upon the Customer's request, we can apply coatings of other types, if the Company's capabilities allow.

Available dimensions and standard specifications:

Spherical mirrors

•  Diameters: from 200 mm to 1300 mm;
•  Wavefront accuracy: up to L/8 at 633 nm (or surface accuracy: up to L/16);
•  Standard numerical apertures: F/3–F/10.

Parabolic and hyperbolic mirrors

•  Diameters: from 200 mm to 1300 mm;
•  Wavefront accuracy: L/8 at 633 nm (or surface accuracy: L/16);
•  Standard numerical apertures: F/3–F/10.

Plane elliptic diagonal mirrors

•  Minor axis dimension: from 30 mm to 250 mm;
•  Wavefront accuracy: L/8 at 633 nm (or surface accuracy: L/16).

Standard astronomical systems

•  Wavefront accuracy (of a ready-assembled system): L/8 at 633 nm (or surface accuracy: L/16);
•  Diameters of primary mirrors: from 400 mm to 1300 mm;
•  Standard numerical apertures of primary mirrors: F/3–F/10;
•  Standard numerical apertures of systems: F/7–F/20.

Quality assurance

Each astronomical mirror/system is subject to exhaustive testing. The results of testing are documented in a test certificate. The interferograms are subject to numerical analysis. The Customer is provided with all test results and original interferograms (including negatives).

The above types of mirrors and their specifications are standard and do not exhaust all the range of products that can be offered. For more about the Company's production potentialities, prices, and delivery times, please contact us.

For price quotation and delivery please fill in our request form.